?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у e_lsalvador в Допинг-марафон в литературе

Рецензия на книгу Криса Бейти «Литературный марафон»


В 2015-2016 годах издательство МИФ выпустило серию книг, посвященных литературному мастерству. Выбор большей части авторов вызовает сомнения (Юрген Вольф, Энн Ламотт). Ни один из них не относиться к топу, так называемых, «гуру» по литературе и сценариям.  Но были среди изданных работ и удачные книги, например, Блейк Снайдер «Спасите котика», автор который как раз входит в семерку мировых «сценарных гуру».

В своей книге Крис Бейти, основатель литературного марафона Нанораймо, рассказывает, как нужно писать роман в 50 тыс. слов во время Нанораймо. В тексте раскрывается в основном организация труда, начиная от кофе и музыки до мотивации и общения с родными. О композиции сказано на паре страниц.

Что такое «Нанораймо» (NaNoWriMo)? — Это коллективный месячник написания романов, когда во всем мире несколько сотен тысяч непрофессиональных авторов пытаются написать роман объемом в 50 тыс. слов за 30 дней. Мероприятие проходит каждый год в ноябре. В качестве платформы для написания используется сайт nanowrimo.org. Победителем считается любой автор, преодолевший планку в 50 тыс. слов. Главный смысл мероприятия заключается во взаимной поддержке.

Нужно отметить, что роман в 50 тыс. слов это минимальный размер для «маленького» романа в англосаксонском книгоиздании, нормальным считается роман в 60-90 тыс. слов.

Проект начался с 29 участников в 1999 году. В последнее время ежегодно участвует 300-400 тыс. человек. При всей такой массовости за эти годы принято к изданию всего чуть более 250 романов. Разберемся, почему?

Первое требование, которое предъявляет Бейти — это отключение «внутреннего редактора». Под «отключением» он подразумевает снижение требований к качеству написания текста.

В контексте сочинения романов это значит, что нужно снизить планку с уровня «бестселлер» до уровня «чтобы читателей не стошнило.

Пищите все подряд. У вас нет идей, нет героев, нет сюжета — прекрасно! По мнению Бейти предварительное планирование, разработка сюжета и героев вредна для написания романа во время Нанораймо.

«Опыт Дженнифер очень характерен для участников NaNoWriMo. Тысячи из них начинают писательский марафон, имея в арсенале массу наработок, копившихся месяцами, а порой и годами. Но выясняется, что они скорее мешают творчеству.

Кажется, что это противоречит здравому смыслу. Однако когда дело доходит до писательства, кропотливая подготовка не всегда приводит к наилучшему итогу. Более того, излишняя подготовка скорее препятствует сочинению романа. Отправляясь в писательское путешествие и вооружившись проработанными характерами героев, их предысторий, сюжетными поворотами, метафорами и мотивами, вы вдруг обнаруживаете, что спонтанный побег в литературные джунгли с бутылкой воды и переменой белья не менее жизнеспособен с точки зрения результата». К. Бейти. Литературный марафон.

Среди других советов Бейти:

Я обнаружил, что если гнаться за количеством, а не за качеством, то, как ни странно, это идет на пользу и тому и другому.

Зрелость переоценивается. Каждый период жизни человека, как я убедился, исполнен своих страстей, необходимостей делать выбор, а это прекрасно подходит для отражения в романе.

Книги, которые я сочинял в двадцать с небольшим, отличаются от написанных мной после тридцати. А эти последние не будут походить на мои творения, созданные в шестьдесят и старше.

Занятость благотворно сказывается на книге… Мораль сей истории такова: черновик лучше всего пишется тогда, когда у человека и без того куча дел. Если в вашем списке миллион дел, добавьте к ним миллион первое – в этом нет ничего страшного.

Типичное для интуитивиста высказывание:

Сюжет приходит сам. С момента первого NaNoWriMo я понял, что можно приступить к роману, просто включив компьютер и начав печатать. Не нужны никакие исследования, полное понимание характеров или планирование сюжета. Просто начать – это уже хорошо. И продолжение работы не требует какого-то исключительного дара романиста. В первый год я начинал без сюжета и героев, а в итоге получился вполне приличный роман с интригой, развитием действия и даже парочкой дополнительных сюжетных линий.

Если проводить со своими героями достаточно времени, то сюжет приходит сам. Создание романа становится своего рода полетами на трапеции: нужно слепо верить в то, что ваши воображение и интуиция окажутся в нужном месте, чтобы поймать вас и забросить дальше под купол цирка.

Есть и хороший совет, не только для написания романов. Выполнение любой задачи должно быть ограничено по времени.

Для написания романов дедлайн особенно необходим, ведь завершение работы обычно дается сложно даже тем, кто твердо знает, что делает. Обычно на создание черновика романа уходят годы блужданий в джунглях главных и побочных сюжетов, второстепенных персонажей, символов и мотивов. Порой это замечательный опыт, но он предполагает тяжелую, кропотливую работу, в ходе которой главы перечеркиваются и переписываются десятки раз

Характерным примером книги, заявленной, как написанной на Нанорайимо, является бестселлер Эрин Моргенштерн «Ночной цирк» (2011).  Первая идея сюжета с героями в цирке в качестве второстепенной линии появилась у Моргенштерн в Нанораймо-2007. Эрин развила идею и написала роман во время Нанораймо-2008 году. Разослала его по агентам. Большинство из них отказало, но обратило внимание на волшебную атмосферу. В последующие полтора года Моргенштерн дважды переписала роман. Первоначально внеся только мелкие изменения, во второй раз она полностью изменила сюжет, конфликты и ввела новых главных героев. Новую версию с интересом рассмотрели несколько литагентов. Эрин подписала контракт с одним из них. После чего еще раз внесла изменения в роман после замечаний агента.  За этот четвёртый вариант романа, объемом кстати в 100 тыс. слов, издательства устроили аукцион и затем продали более 1 млн. экземпляров.

Возникает вопрос, а какое отношение к этому роману и успеху имеет ежемесячник Нанораймо? — Только появлением первоначальной идеи.

Бейти обращает внимание на редактирование всего в нескольких абзацах. Вот тут и оказывается, что редактировать в наноримо-романе нужно практически все.

«После нескольких черновиков настанет время редактирования отдельных предложений, чтобы ваша проза засияла. На этом уровне существуют ошибки, характерные для романов, написанных за месяц.

Первая из них – это совершенно безжизненная проза. Когда вы будете перечитывать текст, вы, возможно, удивитесь кондовости языка. Описания, сделанные на скорую руку, и нелепый, тяжеловесный диалог – обычные огрехи при слишком быстрой и объемной работе.

При редактировании у вас появляется прекрасная возможность украсить книгу такими языковыми перлами, которые наверняка отсутствовали в первом черновике. В процессе работы старайтесь варьировать длину предложений и оживлять описания. Выискивайте уменьшительные прилагательные и клише типа «глаза, как море, голубые» или «нервы, как стальные канаты…

Диалоги персонажей, вероятно, тоже пострадали от штурмовщины. Как можно пристальнее следите, чтобы язык героев был естествен, реалистичен и достоверен для конкретного персонажа. Я хорошо знаю, что многословие моих героев связано с моим отставанием от графика выработки слов. Изучите содержание диалогов и решите, действительно ли все они необходимы для движения сюжета или раскрытия характеров. Если нет, то перепишите их или уберите.

Еще одна характерная и легко поправимая проблема романов, написанных за месяц, – культурный фон, использованный в книге. При описании времени и места действия романа вы наверняка брали тот материал, который был под рукой во время работы. Например, ваш герой поет песни, которые вы слушали в процессе сочинения, и долго обсуждает фильмы, которые вы только что посмотрели, или книги, которые недавно прочитали». К. Бейти. Литературный марафон.

Получается Нанораймо это упражнение для графоманов, не имеющее никаких практических результатов, под которым понимается изданная книга. То есть, автор пишет некую текстовую заготовку, сознательно наращивает объем текста лишь для того, чтобы после многократного редактирования написать фактически новый роман, причем не за месяц, а за несколько лет.

В итоге

Так как мы выяснили, что Нанораймо — это марафон графоманов, не имеющий практического значения для написания полноценного романа, то книга Криса Бейти, в которой подробно рассказывается, как написать нанораймо-роман, полезна в такой же степени. Но, у Бейти есть одна сверхполезная идея для писателей – устанавливайте себе дедлайн для написания книги и строго его соблюдайте.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
galina_vr
May. 17th, 2016 07:22 am (UTC)
Если нет своего опыта, то трудно разобраться графомания это или наработка мастерства. Сейчас встречаю в сети разного рода схожие марафоны, например писать каждый день три страницы любого эссе, заметок, текста в течение года.
Одна "девочка" попросила меня в ФБ делать критические замечания по ее текстам хотя бы изредка. Я честно отмечаю недостатки и плюсы, когда натыкаюсь на ее запись, пишу ей в коментах. И мне самой интересно сможет ли она вырасти в настоящего писателя. Но прогресс (за два месяца) определенно есть.
inna_kriksunova
May. 17th, 2016 09:13 am (UTC)
Многое нравится, многие принципы сама применяю в работе.

Например, согласна с тем, что не стоит чрезмерно зацикливаться на предварительной подготовке. Надо писать быстро, "нагло":), это раскрепощает и текст получается лучше, раскованнее и естественнее.

Раньше я старалась чрезмерно работать над текстом - подготавливать его, затем бесконечно шлифовать. Но потом поняла, что излишнее рвение вредно:)

Надо найти разумный баланс между подготовкой текста и его написанием "а ля прима", как говорят художники, то есть, сразу набело:)
serg_papir
May. 17th, 2016 12:26 pm (UTC)
Литературная какафония, я считаю)
sv_loktish
Nov. 16th, 2016 05:35 am (UTC)
Второй год - в НаНоРайМо. И очень довольна! Освободилась от скованности: все время хотелось слишком хорошо писать и слишком правильно. В результате - вообще тормозила, по три крохи в год писала. Теперь могу писать много и быстро, мало того, это вовсе не значит, что плохо.
При любом раскладе, мы пишем прежде всего основу будущего произведения. Так вот раньше я эту основу начинала - и забрасывала, застревая на ненужных подробностях. После того, как стала писать более интуитивно, научилась в быстром темпе более грамотно выстаивать предложения. Кстати, интуитивное письмо вовсе не исключает планирования, и даже (!) за месяц-два до начала марафона нам пишут письма, где настраивают - продумать сюжет, персонажей и пр. В общем, кому как удобно. Я - их планировщиков, но не строгих, кто допускает интуитивное письмо и идет за своими героями, если они уводят от плана...
Отвлеклась (пишу, кстати, интуитивно - времени мало). Так вот, чтобы давать оценки чему-то - важно попробовать это в деле. И не раз, не год (в данном случае), а года два-три как минимум. А уже потом по результатам опыта (а не только прочитанной книги) выносить вердикт. И это мое личное и однозначное мнение. Успехов!
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

ручка-паркер
belletrist_ru
Писательский клуб
Сообщество для тех, кто пишет в любом жанре и направлении. А также для тех, кто хочет заглянуть на писательскую кухню, чтобы понять, как замысел превращается в рукопись, рукопись в книгу, а книга в товар.

Читатели тоже приглашаются к разговору.


Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Kenn Wislander