?

Log in

Previous Entry | Next Entry

ПЛАНКИ



  Берясь за ручку, перо, клавиатуру, каждый пишущий устанавливает мысленно планку, до которой хочет дотянуться, допрыгнуть, преодолеть.
Я не беру сейчас случаи откровенной халтуры, когда планка опускается намного ниже уровня возможностей.
Но в большинстве все мы, думаю, хотим писать лаконично, образно, увлекательно. Хорошо, одним словом.
И тут начинаются сложности.
Мне мой стих кажется пределом совершенства, боговдохновленной музЫкой, а кому-то - жалким и смешным графоманством.
В этом виноваты наши уши, конечно. Так работает человеческий слух.
Себя мы слышим и изнутри, и снаружи,  понимаем мотивы, намеки ,аллюзии.
Подмешиваются воспоминания, не озвученные, но присутствующие в сознании и подсознании.
Комплексы, страхи, обиды, ссора с женой, невкусный шницель или паленая водка, отсутствие денег или отсутствие времени - все отражается так или иначе на новорожденном тексте.
И получается часто совсем не то, что задумывалось ))

  Но вопрос мой не об этих, привходящих обстоятельствах,
и даже не о таланте или способностях,
а только о планке.
Можно назвать ее уровнем писательских амбиций.
Одному, допустим, достаточно написать не хуже, чем авторы книжечек в ярких обложках в киоске на ЖД вокзале,
а другому - жизненно необходимо переплюнуть Бродского или Толстого.
Установивший планку пониже будет писать безответно всю жизнь, заполняя страницы не нужной никому графоманией.
Мечтающий о всемирной славе и пьедестале станет мучить себя и, часто, всех окружающих,
в напрасных попытках прыгнуть на две головы выше своей головы.
И найдет утешение или в льстецах, или в водке, или ни в чем.
И я не знаю, что продуктивней и что полезней для автора.
Без стремления вверх не поднимешься вверх,
но амбиции, не подкрепленные реальными достиженими, опасны.
Цены себе не сложивший начнет искать причины неудач в писательской мафии,
заговоре бездарностей против его гениальной поэзии или прозы.
Непризнанный гений, лишенный амбиций, проведет свою жизнь, наполняя шедеврами стол,
или, наоборот, отшлифовывая годами одну новеллу.
Надо что-то среднее, да где ж его взять ))
Расскажите, уважаемые литераторы, как вы решаете для себя эту проблему выбора
между максимально высоким уровнем написания
и неидеальным миром, в котором мы все находимся?

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
inna_kriksunova
Mar. 21st, 2017 05:33 am (UTC)
"Берясь за ручку, перо, клавиатуру, каждый пишущий устанавливает мысленно планку, до которой хочет дотянуться, допрыгнуть, преодолеть".

Думаю, это неверно. ИЗНАЧАЛЬНЫЙ посыл, когда автор хочет допрыгнуть до какой-то планки - это не творческий импульс, а потуги тщеславия и самолюбия.
Человек пишет не потому, что сначала установил планку, до которой хочет допрыгнуть. Он пишет потому, что не может не писать. Чувствует необходимость излить то, что у него внутри. Необходимость излить и заставляет его взяться за перо.

Но, конечно, вы правы, у любого автора есть амбиции. Он хочет, чтобы его произведение прочитали и одобрили. Чем больше людей его одобрят, тем лучше. Тем больше его тщеславие будет удовлетворено.

"Амбиции, не подкрепленные реальными достижениями, опасны. Такой автор
начнет искать причины неудач в писательской мафии, заговоре бездарностей против его гениальной поэзии или прозы".

Верно. Но как автор может узнать себе РЕАЛЬНУЮ цену? Вот это вопрос!:)
Пожалуй, только истинные гении, посланные Богом, осознают уровень своей гениальности.
Остальные нередко ошибаются в оценке своего дарования.
gennadydobr
Mar. 21st, 2017 07:02 am (UTC)
Вы правы.
Планок две.
Одна - уровень писательского мастерства, а другая - уровень амбиций, притязаний. В идеале они должны совпадать (Всяк сверчок знай свой шесток). На деле же они часто оказываются на совершенно различных уровнях.
gennadydobr
Mar. 21st, 2017 07:14 am (UTC)

Позвольте не согласиться с вами относительно побудительного импульса к писанию. Совсем не обязательно это будут "потуги тщеславия и самолюбия".
У меня, например, движущей силой является стремление развлечь друзей, порадовать их, и, подспудно, желание подбросить им какую-то важную для меня мысль. Но мне легче оттого ,что я не принадлежу к профессиональным литераторам. Есть у музыкантов поговорка, присказка. Чем отличается любитель от профессионала? Любитель играет, что хочет ,когда хочет и как хочет, а профессионал - что надо, когда надо и как надо. Так вот, я - любитель. Можно назвать это инфантилизмом или пофигизмом, но суть одна - я пишу не граду и миру, а конкретным, хорошо мне знакомым друзьям. В сущности, все мои опусы - разного рода письма друзьям, или себе самому - не зря же они пишутся в живой дневник ))
galina_vr
Mar. 21st, 2017 07:05 am (UTC)
Согласна с мнением Инны, что изначальный посыл не может вызываться какой-то абстрактной планкой. Человек пишет, потому что не может не писать.
А планка, нарисованная как уровень письма классиков или других признанных писателей, - это инфантильные мечты, и они не могут стать основой творческой работы.
gennadydobr
Mar. 21st, 2017 07:18 am (UTC)
Прочитав кое-что из вами написанного, Галина, ответственно утверждаю - по моему мнению, вы никогда не позволите себе писать небрежно, неряшливо, расплывчато. Вы никогда не опустите планки, существование которй отрицаете ))
galina_vr
Mar. 21st, 2017 07:23 am (UTC)
Спасибо за оценку моих усилий, Геннадий. Я, действительно, тщательно работаю над слогом и над словом, но при этом "соревнуюсь" только сама с собой, чтобы сегодня написать лучше, чем вчера.
Фото по-прежнему не видно. В полстраницы - белое пространство.
gennadydobr
Mar. 21st, 2017 07:30 am (UTC)
Соревнование с собой - самый правильный вид соревнования. Вы поднимаете планку над вчерашними достижениями.

Картинку заменил.
galina_vr
Mar. 21st, 2017 07:41 am (UTC)
Картинка отличная! как надо извернуться, чтобы преодолеть недостижимую высоту :).
inna_kriksunova
Mar. 21st, 2017 07:38 am (UTC)
Писать хорошо, профессионально, тщательно работать над текстом - это уровень достигнутого профессионализма.

Если человек пишет плохо - это не оттого, что он изначально опустил планку (мол, буду писать плохо, небрежно). А потому, что у него ее пока нет. Он не понимает, что пишет плохо. Ему нравится, как он пишет, в его понимании все хорошо, он доволен своими творениями.

И только с развитием профессионализма и приобретением писательского опыта и мастерства его уровень повысится сам собой.

Поэтому, повторю: планка - понятие абстрактное. Она появляется сама собой, а не как результат каких-то умствований автора.
Высокая планка - это побочный результат уровня профессионализма в работе.
galina_vr
Mar. 21st, 2017 07:45 am (UTC)
Ну да, если достиг какой-то планки, то сразу заметишь, где схалтурил. Например, в написание поста я всегда вкладываю меньше усилий, чем в написание рассказа. И могу, если удобно для сиюминутной цели, написать хоть дважды - "который, который" :).
gennadydobr
Mar. 21st, 2017 08:10 am (UTC)
Рифмующий томно с нескромно, бесстыдно и видно, боюсь - повторюсь, мое - и твое,
заводит в сети официальный сайт имени себя - современного поэта и прозаика. "Здесь вы можете ознакомиться с его стихами, узнать об уже вышедших и готовящихся к публикации прозаических произведениях, а так же следить за его творческим путём."
Какое милое бесстыдство, не знающее рефлексии и сомнений!
Вот это - живой пример разрыва между двумя планками - способностей и притязаний.
На фоне таких я готов вам простить хоть десять "которых" :).
galina_vr
Mar. 21st, 2017 08:17 am (UTC)
Сайт у меня тоже есть :). Тут уже встает вопрос о стратегиях продвижения своего творчества, своих книг. Например, продвигающие свой аккаунт на прозе.ру пишут хвалебные отзывы десяткам других юзеров, чтобы узнали об их творениях, пришли на их страницу. Они написали и предъявляют миру написанное, а наш выбор, прочитав один рассказ, решать, будем ли читать этого автора дальше.
gennadydobr
Mar. 21st, 2017 08:41 am (UTC)
Сайт сайту рознь ))
Все дело в его содержании, наполнении.

А чтобы никогда в жизни не приблизиться более к подобному, мне достаточно было прочитать его саморекламу...

Вот мы и опять возвращаемся к теме поста, к понятию планки, уровня. Если изначально нет этого ощущения иерархии, видения себя в ряду прочих писавших и пишущих, то остается только чувство величия. Я и Пушкин ))
sashabycador
Mar. 23rd, 2017 05:10 pm (UTC)
За такие слова в давние времена обычно перчатку присылали с курьером.
gennadydobr
Mar. 23rd, 2017 05:50 pm (UTC)
за такие слова благодарят прежде всего - за внимание к вашему творчеству. Перечитайте мою реплику и ответьте с цитатами, где я погрешил против истины, переврал рифму, исказил смысл, неточно процитировал. А если все точно, то - нечего на зеркало пенять...

За такие слова стирают незрелые вирши и неуместные самовосхваления. А если хотите а - отомстить, и б - больно отомстить, то заходите ко мне в журнал и начинайте издеваться над моими опусами. Добро пожаловать! Я принципиально не стираю даже ругательные отзывы с матами, можете убедиться, в верхней записи. А стреляться... У меня чезет 99, и я регулярно тренирую руку в тире, расстреливаю по пачке патронов. А какое оружие у вас?
В мое время, во время оно, было принято не бросаться словами и перчатками. Ругань - удел слабых. Будьте сильным, держите удар. Давайте лучше посмеемся вместе над неудачными стихами и напишем новые, лучшие. Это - самый достойный ответ на упреки.
sashabycador
Mar. 23rd, 2017 07:03 pm (UTC)
Где я сам себя хвалю на сайте? Конкретные фразы.
gennadydobr
Mar. 23rd, 2017 08:51 pm (UTC)
Вы себя именуете современным поэтом и прозаиком. Но это заявление голословно. С прозой вашей познакомиться пока невозможно, а стихи, извините, не впечатляют. Профессиональные критики и литературоведы могут сказать больше, я же высказываю только свое личное оценочное мнение, мнение человека, много лет любящего и читающего стихи.
troninatania
Mar. 21st, 2017 08:45 am (UTC)
какую такую планку????
Пусть и начинающий, но стремящийся стать писателем человек - думает в первую очередь о том, как максимально воплотить свои творческие замыслы в словесные формы. Автор хочет, чтобы его голос услышали, а его идеи - разделили...
И давно пишущий автор - тоже думает о новых образах и новых сюжетах, а не о планке...
Толстой, когда сочинял "Анну Каренину", думал прежде всего о том, как сделать свою героиню убедительной, живой, он роман столько раз переписывал не затем, чтобы за планку прыгнуть, а сделать образ Анны достоверным... Он не за красотой гнался и витиеватостью, а за правдой. Именно поэтому самые лучшие авторы мира - не самые хорошие стилисты, у них правда образа сильнее красот слога.

gennadydobr
Mar. 21st, 2017 03:27 pm (UTC)
Сделать свою героиню убедительной, живой, сделать образ Анны достоверным - это ли не задранная до небес планка? Все эти его бесконечные переписывания, переделки - что это ,как не стремление сделать роман совершенным, добиться поставленных им перед собой задач. Кстати, правда образа - вполне легитимная цель, планка ))
serg_papir
Mar. 21st, 2017 01:15 pm (UTC)
Я думаю, планку надо ставить. Всякие послабления себе неуместны. Лучше ничего не писать, чем писать плохо. Заведомо плохо)
gennadydobr
Mar. 21st, 2017 03:42 pm (UTC)
Согласен. Устремившийся может быть дойдет или не дойдет до цели, но никуда не стремящийся точно останется на месте.
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

ручка-паркер
belletrist_ru
Писательский клуб
Сообщество для тех, кто пишет в любом жанре и направлении. А также для тех, кто хочет заглянуть на писательскую кухню, чтобы понять, как замысел превращается в рукопись, рукопись в книгу, а книга в товар.

Читатели тоже приглашаются к разговору.


Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Kenn Wislander