galina_vr (gala_vrublevska) wrote in belletrist_ru,
galina_vr
gala_vrublevska
belletrist_ru

Category:

Расстрел демонстрантов и высокая беллетристика Наталии Соколовской



Если выстроить иерархию беллетристики конкретно по общественной значимости, то на вершине этой пирамиды окажутся романы с политической составляющей. Среди них и роман Наталии Соколовской «Литературная рабыня: Будни и праздники». Несмотря на интригующий заголовок, роман не является разоблачающим памфлетом литературной жизни, а представляет нечто вроде записок-хроник, ведущихся от лица героини.

Заметная часть этих хроник связана с трагическими событиями в некой неназванной Стране, за которыми угадывается Грузия. Читатель, помнящий события двадцатилетней давности или знакомый с ними по газетным публикациям, непременно, читая книгу, вспомнит расстрел демонстрации в Тбилиси 1989 года.

Роман – о современности, но затронул сложнейшую страницу новейшей истории. Читать о таком не всегда просто, да и та давняя трагедия уже как-то потускнела. Еще вчера казалось, что описанное утратило актуальность, но сегодня, когда митинги протеста проходят в крупных городах нашей страны, книга воспринимается иначе.

Однако в авторитетном издании «Книжное обозрение» (№22 за 2011 год) эта книга рецензируется в разделе «Беллетристика», из-за чего я и заговорила о нем в нашем сообществе.

Любой роман роднит с беллетристикой, прежде всего, легкий, изящный и внятный язык – и роман Соколовской в этом отношении безупречен. Читателям нравится также, когда на страницах современной книги раскрываются корпоративные секретики – и это есть в книге (напомню о заголовке). И, главное, имеется неординарная героиня, через сердце которой пропущены и страшные, и вызывающие улыбку события.

Героиня живет в Петербурге, а флэшбэком проходят ее воспоминания о жизни в неназванной южной Стране. И питерская ее жизнь насыщена бытовыми проблемами и личными переживаниями. И на все повествование бросает отсвет роковой диагноз, выставленный героине и обсуждаемой врачами – он дается на первых же страницах романа; этой темой и заканчивается история.

В общем, роман многослойный, несет много смыслов, но доступен по стилю и неискушенному читателю (притом что, роман никак нельзя отнести к развлекательному чтению). Этот роман был удостоен в 2007 году премии имени Н. Гоголя и также вошел в длинный список «Большой книги».

Замечу, что хотя писательница является моей землячкой (по информации Википедии), с ее фамилией я столкнулась впервые: не знакома с ней ни по жизни, ни по жж. Я купила эту книгу, элементарно «клюнув» на коммерческое название, хотя уже читая аннотацию, догадалась, что рассказ пойдет совсем не о том.
И все же побочная тема произведения – литературного рабства как современного явления – тоже вызвала у меня тоже вагон мыслей. Ими я поделилась на страницах своего журнала http://galina-vr.livejournal.com/73900.html

А здесь мне хотелось бы обсудить вопрос более общий: какое место в океане беллетристики вы отвели бы беллетристике социальной или политической? Насколько она востребована в наше время?
Tags: Пьедестал почёта, беллетристика, неформат, отечественные авторы, отзыв, премии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments