troninatania (troninatania) wrote in belletrist_ru,
troninatania
troninatania
belletrist_ru

Category:

Исторический роман

Давно хотела написать пост об историческом романе. И вот. Но! Имейте в виду, я не профессиональный критик, или литературовед. Мое мнение субъективное, и, возможно не совсем верное. Если что не так – подскажите, поправьте.

Итак, что такое исторический роман. Это роман о событиях, свидетелем которых автор НЕ БЫЛ. Все в прошлом.
«Жизнь Клима Самгина» Горького – не исторический роман. «Тихий Дон» Шолохова – не исторический роман. Это – рассказ очевидца о событиях, современником которых он стал.

Исторические романы – «Айвенго», «Три мушкетера», «Петр Первый», «Война и мир»,  романы Гюго, мной очень любимые… Дрюон! Помните Дрюона, как им зачитывались в советские времена?  А Акунин? Как мастерски он создает исторический фон, и как умело вплетает в ткань повествования, помимо выдуманных - реальных персонажей и реальные события того времени! (Мой любимый исторический роман в детстве – «Дочь Монтесумы» Райдера Хаггарда. Там герой-англичанин попадает в Мексику времен Конквисты).

Итак, есть художественная проза на исторические темы.
Центром повествования может стать историческая личность (фараон, князь, король, политический деятель, полководец, художник и тп). Или - эпоха… Тогда героем может быть выдуманный автором персонаж (тот же акунинский Фандорин на фоне Серебряного века).
 
Лично мне в художественной прозе на тему Истории важна не столько правда и буквальное соответствие фактам, сколько – красота. Если интересно, если захватывает – наплевать, что автор иногда грешит против фактов. Взять тех же «Трех мушкетеров». Начиная с названия – куча ошибок. А Ришелье, прогрессивный человек того времени, как преподнесен Дюма? И тд и тп.
 
Лет пять назад читала роман про «истинного» Дартаньяна, современного автора. Дартаньян там гвардеец кардинала, Ришелье хорош, Миледи тоже вся такая из себя прогрессивная… Сюжет  наоборот, словом. И что? «Неправильный» роман Дюма мне милее в сто раз.
 
Для тех, кто любит факты, есть документальная проза. ЖЗЛ, исторические исследования и тп. Вот там – все должно быть сурьезно, по-научному. Хотя, занимательность тоже важна, но уже во вторую очередь.
Взять, например, такую историческую личность, как Петр 1. Какой светлый, яркий, но и противоречивый, конечно, образ, получился у Алексея Толстого! А с точки зрения фактов? Ужас, чего он вытворял в жизни, этот Петр, противно и страшно…
А Наполеон?...
 
Словом, хочу я интересную историю почитать – беру художественный роман. Хочу узнать Историю – лезу на книжную полку за томиком академика Тарле.
А с вашей точки зрения – каким критериям должен соответствовать исторический роман?
 
PS. Да, добавлю. Помимо знания Истории и всех прочих писательских навыков, автор исторических романов должен уметь писать любовные сцены и сцены баталий!
О любовных сценах не буду, а вот батальные… Это же ужас как иногда занудно они бывают написаны!

Tags: Школа для писателя, автор, беллетристика, профессионализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments